Военные игрушки – влияние на психику детей

Популярность военных игрушек с каждым годом все больше. Огромный сегмент рынка детских товаров занимают танки, автоматы и компьютерные стрелялки. Вредны ли для детей такие игры?

Взрослые делают игрушечные пистолеты максимально похожими на настоящие, а это, по мнению психологов, и есть самое опасное. Мальчик, бегающий по двору с деревянным пистолетом, играет в мужчину. А мальчик, с мини-копией автомата, которым ежедневно в теленовостях убивают людей, играет в реальность. Современный ребенок, берущий в руку пистолет или автомат, сразу направляет его на другого человека! Вы никогда не обращали внимания, что при этом детское лицо сразу принимает злое выражение? И эта злоба обязательно прилипнет к нему, останется при нем.

Эта реальность так серьезно влияет на детей, что был придуман Всемирный день уничтожения военной игрушки.

7 сентября — международный день отказа от военных игрушек.
Он призывает всех отказаться от детских игрушек связанных с войной —  автоматы, пистолеты, военную технику, на мирную — плюшевые зверюшки, автомодели, Барби,  конфеты. Этот день отмечается в Евросоюзе ежегодно.

Идея проведения «Всемирного дня уничтожения военной игрушки» принадлежит «Всемирной Ассоциации помощи сиротам и детям, лишённым родительской опеки». Именно эта благотворительная организация в 1987 году первой предложила учредить этот международный день седьмого сентября. Впервые «Всемирный день уничтожения военной игрушки» отмечался в 1988 году.

В то же время военно-игрушечная промышленность не стоит на месте и старательно спешит за веяниями «моды» — в Америке выпущена кукла в форме солдата иракской армии, ценник гласит «Министр дезинформации», кукла «киллер» с полным набором всевозможного оружия. Военные игрушки уже перестали быть просто игрушками, они становятся методом воздействия на психику ребенка.

Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить самое себя в реальности. Если ребенок в игре ведет себя гуманно, милосердно, то у него есть некий пример того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, это само себя воспроизведет в той или иной ситуации. Существуют культурные игрушки, вот, например, покупал поли робокар тут, которые дают возможность отреагировать на нападение, защитить себя. Ведь есть оружие нападения и оружие защиты, не правда ли?

Какая игрушка защищает? Меч, лук. Это самые старые игрушки. Выбирая игрушку, родители должны исходить из того, что игрушка — это орудие культуры, которое способно передать тот или иной культурный пласт. Если говорить о вещах позитивных, то можно, например, купить игрушку, которая имитирует лук: натягивается тетива, и стрела летит в круг на стене: эта игрушка тренирует глазомер, рождает спортивный азарт. Или тот же меч, который помогает ребенку чувствовать себя воином, защитником.

Пример из жизни: один мальчик, когда был маленьким, очень боялся темноты и никогда один не заходил в темную комнату. Мама купила для него, скорее интуитивно, чем осознанно, пластмассовый желтый меч и шлем — как у богатырей русских. И мальчик, словно всегда знал, что с ним надо делать, тотчас выставил его перед собой и пошел в темную комнату. Через какое-то время вышел оттуда со счастливыми глазами: «Мама, он убежал!» «Кто?» — «Бармалей!»

Защищать — не значит убивать. Доводы родителей, покупающих своим детям военные игрушки и говорящих «Мальчик должен стать воином» выглядят неубедительно.

Воин это не тот, кто умет стрелять, это тот, кто умет думать. Психология защитника Отечества начинается с любви к Отечеству, со знания истории, с желания сделать Родину лучше и стать ее достойным гражданином.

В армии, прежде чем дать молодому бойцу в руки оружие, его долго обучают премудростям военного дела, множеству специальностей. И это забота профессионалов военного дела, задача же родителей — научить своего ребенка правильно относится к миру, в котором он живет, отличать хорошее от плохого.

На выставке «На детской половине. Игры и игрушки детей царской семьи» действительно были маленькие револьверчики, сабельки для царевича Алексея… Но детям никогда не позволялось стрелять в людей!

Надо находить такие игрушки, которые не будут вызывать ощущение злобы. Например, игрушка — водный пистолет, или пугач. Но не такой пистолет, который невозможно отличить от настоящего.

«Настаиваю, что всякое оружие у ребенка вызывает агрессивную форму поведения. С оловянными солдатиками другая игра, в ней есть сюжет и роли», — считает директор Института психолого-педагогических проблем детства Татьяна Волосовец.

Что же касается машинок и солдатиков, то с ними можно устраивать бои, постигать основы военного искусства. Но у американских и разных других импортных солдатиков искаженная мимика, зверское выражение лица. Это не просто солдат, а изверг, убийца. А мимика, человеческое лицо — это очень важный фактор, ребенок реагирует на него особым образом.

«Иногда дети придумывают себе сами игрушки из каких-то подсобных материалов. Надо понимать, в каком мире живет ребенок, что он видит и какие виды поведения он с помощью этих игрушек копирует», — сказала РИА Новости Дозорцева.

Многочисленные же феномены Маугли-детей должны бы уже давно подсказать всем нам, возможно, самый главный, не присущий никаким другим видам жизни корневой механизм «сотворения» людей: человеку изначально дана по-настоящему не изученная наукой некая высшая способность не только к воплощению на предложенный образ – модель жизни, но даже и к перевоплощению в другие виды биологической жизни.
Запечатлел ребенок в память чувств образ волчьего поведения, волчьей звуковой и «жестовой» сигнализации – навсегда внутренне стал волком. Запечатлел ребенок образ совершенной духовно-разумной нравственно-обустроенной жизни в семье и в обществе – в потенциале может взрасти совершенным человеком.

Все это указывает на главное: запечатление для детей – есть механизм формирования их внутреннего мира.

Заметим, что самые неграмотные народы интуитивно это чувствовали и всегда старались оберегать детей от запечатления чуждых нравственной природе человека сцен и образов жизни. А в России времен императрицы Елизаветы Петровны издавались специальные постановления по сбережению детей от соприкосновения их с порочными сценами и образами.

В частности, в «Собрании учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола, благородного и мещанского юношества с прочими в пользу общества установлениями» (г. Санкт-Петербург, 1780) четко указывалось: «Зная, что не все то до сердца доходит, что разум понимает, здесь должно быть нравоучению самому естественному, а именно в первых удалять от слуха и зрения все то, что хотя тень порока имеет».

Кто виноват? Виноваты, в первую очередь взрослые. В локальных случаях — родители, которые поощряют игры в стрелялки, а в глобальном масштабе — производители игрушек, телепрограмм и кинофильмов.
Количество насилия, которое льется на ребенка из теленовостей и бесконечного потока боевиков, легко исказит любые правильные представления о реальности. Непрерывные убийства в телевизоре заставляют ребенка думать, что это совершенно естественно, что это повседневность, и он переносит эту повседневность в жизнь пока на своем, детском уровне.

Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Вы думаете, что просто покупаете игрушку?
Нет, вы проектируете при этом человеческую личность.

Автор: Алёна Сергеева

Использованная литература.
1. Базарный В.Ф. «Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса», Москва, ООО «Редакция журнала «Пульс», 2009
2. Никитин Б.П. «Интеллектуальные игры», Обнинск, изд. «Световид», 2009
3. Баурова Н. статья «Игрушка полезная и опасная», ж-л «Няня».
4. «Военные игрушки: негативное воздействие на психику», статья в интернет-ресурсах.

***

Конечно личность ребенка формируется под воздействием многих факторов и от эпизодических игр с военными игрушками вряд ли случится что-то критичное. Хотя сейчас такое огромное количество игрушек, что переключить внимание ребенка на что-то конструктивное достаточно легко. Так что купить подарки и поддержать психику ребенка в развитии вполне себе реально. Главное, покупая подарок, помнить кому вы его покупаете ;)

Во время путешествия по городам США многие туристы проводят несколько дней в Атланте, где можно не только…
музыка для малышей
Известно, что музыка оказывает большое влияние на гармоничное развитие ребенка, наполняет его жизнь новыми впечатлениями и яркими…

Еще нет комментариев