Занятия для дошкольника: первая математика

Ведущий способ деятельности дошкольника – игра. Следовательно, все занятия должны быть организованы именно таким образом. Что это значит и как это реализовать на практике?

Допустим, вы намерены изучать геометрические фигуры. Вместо того, чтобы взять книжку и требовать от ребенка, чтобы он чинно сидел и запоминал все, что вы ему показываете, предложите малышу поискать в квартире квадратные, круглые, овальные предметы. Вырежьте из бумаги маленькие «эталоны», которые будете прикладывать к найденному образцу «для экспертизы».

Потом эти занятия можно перенести на улицу. И окажется, что колеса – круглые, фары — овальные, ступеньки и двери — прямоугольные…

Аналогичный подход хорош для изучения цветов и цифр. Последние можно изучать по таблице на стене, а можно по номерам машин, автобусов, домов. Вместо того, чтобы считать палочки из школьного счетного материала, посчитайте, сколько конфет или картофелин вы сегодня купили в магазине (и сколько осталось после обеда? — вот вам и вычитание!)… Из скольких ступенек состоит лестница в вашем подъезде? Сколько раз придется шагнуть, если перепрыгивать через две ступеньки — неужели в два раза меньше?! А как требует бабушкин остеохондроз лечение? Таблетками! И сколько штук она принимает за раз? А в сутки?

Как поделить яблоко между мамой, бабушкой, братом и сестрой? А если вы дома одни — между куклой, мишкой и паровозиком…

Больше узнать об окружающем мире, познакомиться с азами ботаники, истории, географии вам помогут лото, пазлы, раскраски.

К тому же – еще один очень важный факт – человеческий мозг устроен таким образом, что информация, которую в него вдалбливали «специально», запоминается гораздо хуже, нежели то, что было положено «походя», как бы между прочим, но смогло вызвать интерес!

Чему учить, чему — подождать?

К сожалению, для многих мам раннее развитие сводится к тому, чтобы зазубрить буквы и цифры, безошибочно узнавая первые на картинке и безостановочно шпаря «раз, два, три…» Все малыши осваивают эти умения быстро, и радостно выдают их на «гора», ведь мама сразу же приходит в восторг, гладит по головке и дает конфету. А быть хорошим любому ребенку, ох, как хочется!

Между тем, подобные знания говорят, если о развитии, то всего на всего визуальной памяти, а вовсе не об интеллектуальных способностей.

Следует помнить, что развитие мозга происходит в меньшей степени за счет насыщения его однотипной информацией интеллектуального характера, а в большей — за счет формирования как можно большего числа навыков и умений, причем в первую очередь, — из областей эмоциональных и социальных.

Поэтому, для развития трехлетке гораздо важнее уметь самому одеваться и справляться с любыми видами застежек, чем вызубрить английский алфавит. Научиться очищать, резать и аккуратно есть с помощью специальной вилочки и ножика яблоки, бананы или персики — важнее и полезнее узнавания на картинке всех видов тропических плодов.

Уметь обращаться со сверстниками, спокойно отстаивать себя и свои игрушки, когда хочется поиграть одному, включить в игру товарища, или поменяться «сокровищами», когда нужны партнеры – полезнее, чем пустое перечисление планет солнечной системы.

Конечно, в идеале, и те, и другие знания могут малышу могут пригодиться — речь идет о том, чтобы родители не забывали о «конкретном» и повседневном бытовом развитии в ущерб книжному.

Автор: Марина Саватеева

Первая математика

Специальных занятий с малышом не потребуется: ее можно изучать между делом.

Много и мало

Эти понятия ребенок усваивает довольно рано – в возрасте года- полутора лет, а то и раньше. Всегда обращайте внимание малыша, что в одном стакане воды много, он полон, а в другом – мало, на донышке. Или на тарелке было много яблок, а после ужина осталось мало или не осталось совсем ничего. Обсуждайте количество предметов при каждом удобном случае, просите показывать в книжке, где много, к примеру, деревьев или цветов, а где мало.

Большое и маленькое

Начинайте сравнивать между собой одинаковые предметы: мячи, деревья, ведра, яблоки и т.д. Просите показать, где маленькая машина; а где большая, где большая тарелка, где маленькая. Уточняйте свои просьбы: «принеси большую ложку, дай маленькую книжку». Затем можно переходить к сравнению разных предметов и вещей, например кошка маленькая, а дом большой; камень большой, а совок маленький».

Длинное и короткое

По тому же принципу обращайте внимание ребенка на карандаши, игрушечные или нарисованные поезда, хвосты животных, тропинки и т.д.

Сравнение количества предметов

О счете еще речи не идет, ведь ребенок вполне способен на глаз определить, чего больше – мишек или кукол; апельсинов или яблок; синих машинок или красных. Единственное, эти группы предметов должны отличаться более чем на 2. Предложите ребенку накрыть на стол и поставить перед каждым членом семьи по тарелке (или поиграйте с куклами и их сервизом). Обратите внимание малыша, что столовых приборов у всех поровну. Вообще, в чаепитие можно играть с огромной математической пользой: например, одна чашка разбилась, чашек стало меньше, чем кукол и блюдец, затем разбилось и блюдце, теперь чашек ровно столько же, сколько и блюдечек, а кукол больше, и т.д.

Порядок возрастания и убывания

Практически любые предметы можно разложить по размеру: от большого к маленькому и наоборот. Предложите ребенку рассортировать чайные, кофейные и столовые ложки с поварешками, или тапки всех членов семьи, или книжки на полке.

Подготовка к счету

В возрасте 1,5-2 лет ребенок способен освоить счет от 3 до 5. Считайте вместе ступеньки, птиц на ветке, печенье, цветы. Просите показать, сколько малышу лет на пальцах. А играя в прятки, можно проговаривать: «раз, два, три, четыре, пять – я иду искать!»

Как видите, чтобы заложить базовые математические понятия, не нужны специальные занятия, а лишь ваша выдумка и желание.

Автор: Елена Андреева

Игра – самый простой и доступный элемент воспитательной работы для ребенка, который снимает определенную тревожность, связанную с…
Вы тоже стосковались по ягодам и фруктам? Или волнует, как повысить иммунитет кормящей маме в условиях апрельского…

2 комментария(ев)