Теория детских игр

Это, по сути, конспект с семинара ИРСУ, где работает Л.Петрановская, одна из ведущих в РФ семейных психологов. Нашла в ЖЖ Игрушечная правда (познавательное сообщество, рекомендую всем интересующимся).
Кратко и по существу раскрывается суть детских игр.
Конечно играть можно во все, а теория лишь подсказывает вам насколько ребёнок в данный момент подготовлен к этому. Всегда смотрите не в «учебник», а на своего ребенка.

Про-мы

С рождения и где-то до года ведущим видом деятельности является общение. Причём, весьма специфичное общение «про-мы». Это то, что интуитивно делает каждый родитель: «Вот мы идём купаться, а сейчас мы ручку вытрем…». Так ребёнок познаёт мир, названия предметов и действий в безопасной для него обстановке — рядом со значимым взрослым. Во все эти кубики-матрёшки он не играет, а лишь изучает. Они скорее для помощи взрослому во взаимодействии с ребёнком, чем для самого ребёнка.

Предметно-манипулятивная деятельность

Неожиданно, но до трёх лет дети вообще не играют. Ведущий вид деятельности — предметно-манипулятивная.
В определённой последовательности:
1. Погружение. Ребёнок узнаёт предмет, знакомится с ним.
2. Овладение функцией предмета (фломастер — рисует, из тарелки едят).
3. Перенос функции с одного предмета на другой. Например, фломастер — это волшебная палочка, тарелка — это руль и т.д.
Зарождается поисковый интерес. Всё, что ребёнку показывают, на что обращают внимание — ляжет в основу его жизненных интересов.
В это время ребёнок идентифицирует себя как личность, отделяет себя от матери. Так что не стоит без особой нужды настаивать на своём, лучше запастись альтернативными решениями (не хочу компот — на воду).

Режиссёрская игра

И вот она — первая игра. Режиссёрская игра — это школа управления. Ребёнок не просто режиссёр — он Творец, царь и Бог своим игрушкам.

Что необходимо для РИ:
мелкие игрушки. Чем абстрактнее — тем лучше, чем конкретнее — тем хуже. Примеры слишком конкретных игрушек — игрушки из Макдоналдса и Киндер-сюрприза. Подавляющее большинство из них не предназначены для игры — фигурки имеют очень характерную мимику или даже заняты каким-то делом. Плачущий мышонок уже не сможет рассмеяться, а крот, который моется вынужден мыться вечно. Они придуманы лишь на коллекционирования, а это совсем лишнее в столь нежном возрасте.

Гипо: если ребёнок не «доиграл» в режиссёрскую игру, то в будущем скорее всего столкнётся с проблемами в сочинениях, проблемой в планировании как долгосрочном так и краткосрочном.

Гипер
: если ребёнок зациклился лишь на ней, тогда как давно пора шагать дальше, то в будущем ему будет очень трудно чувствовать людей, т.к. люди для него будут лишь пешками, солдатиками на поле боя, винтиками в системе, но не живыми людьми.

Образная игра

Это всем известное: «Я не дочка, я зайка (принцесса, лягушка, луноход)». Эта игра позволяет почувствовать себя не просто в другой роли, а в чужой шкуре. Учит понимать и чувствовать другого человека.

Что необходимо для ОИ:
1. Возможность для переодевания, во что переодеваться. Это не значит что нужна целая костюмерная — достаточно иметь доступ в родительский гардероб.
2. Зеркало большое и маленькое.
3. Зритель.
4. Доброжелательность и поддержка (не «прекрати уже шаркать!», а «какой у тебя шумный луноход, может смазать?»). Это, конечно, самый важный пункт.

Гипо: будет трудно понимать людей, трудно найти с ними контакт, трудно найти себя в подростковом возрасте.

Гипер: опасность застрять в образе, а не быть собой.

Если ребёнок никак не хочет начинать образные игры, а уже пора, то попробуйте почитать с ним стихи от лица разных героев (мышки, волка, старика и т.д.). Сравните у кого получился волк страшнее, старик старше, но ни в коем случае не «у кого лучше».

Сюжетно-ролевая игра

Это школа взаимодействия с другими людьми. Ребёнок учится развивать сюжет, решать конфликты.

Что необходимо для С-РИ:
1. С кем играть. В одиночку в такие игры не поиграешь.
2. Место и время для игры.

Гипо: будет тяжело договариваться с людьми, а также есть опасность играть во взрослую жизнь (играть в маму, например), а не жить.

Гипер: проблем не обнаружено, если, конечно, игра не вместо учёбы и всего остального.

Роль взрослого в такой игре небольшая — подкидывать идеи и темы (на работу ходит? где спит? а если заболел?), создавать сюжеты.

Игры с правилами

Игры с правилами учат уметь подчинять себя правилам, это прекрасная школа управления собой. Сформировывается такое умение годам к семи, когда ребёнок уже в состоянии оценить себя адекватно. С подходом «я проиграл, значит я плохой» в игры с правилами не особо поиграешь. По крайней мере нужно всегда помнить о такой установке у детей до семи лет.

Гипо: трудно в школе, заниженная самооценка, не получается управлять собой.

Гипер: зацикленность на победе, неумение наслаждаться процессом.

Не дёргайте детей «кто быстрее, кто лучше». Азарта у них и так с избытком. Научите соревноваться не с другими, а с самим собой (не мог, а теперь могу).

Обратите внимание, с возрастом все типы игры и, конечно же, общение не исчезают, а ложатся в основу будущим отношениям.

детские игры развитие

О взаимодействии детей: до появления образной игры детям вообще не нужны ровесники для игр. Для образной они нужны только в качестве зрителя. И по-настоящему необходимы товарищи для игр становятся только в сюжетно-ролевой игре.

someone_mouse

Игры в жизнь, решение реальных задач и обучение вот так, через естественные, жизненные ситуации — это лучший вариант учебы дл ребенка. Лучший способ познания мира и поддержание мотивации к познанию. Вот, например. Купить женский кошелек в Киеве — это надо и уметь пользоваться интернетом, как формулировать запрос, ориентироваться в ценах на кошельки и вариантах их качества, способах оплаты через интернет, доставки.

как организовать сон с маленьким ребенком
Давайте поговорим про сон младенцев - сейчас так много разных теорий о том, как "правильно" спать... Беседа…
как раньше носили детей
Наткнулась недавно в сообществе про этно-слинги вот на такое замечательное старинное фото двух беларуских мам. Сейчас эта…

5 комментария(ев)