О НОШЕНИИ ДЕТЕЙ НА СЕБЕ

Статья Санкт-Петербургской Медицинской академии последипломного образования.
Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева, АНО Институт экспериментальной и прикладной физиологии, Военно-Морская Академия им. Н.Г. Кузнецова Санкт-Петербург.

Авторы:
Т.В., Коваленко В.С., Слёзин Б.В., Орехова О.А., Куделина М.В.

Тема «Ношения ребенка на себе» и влияние этой традиции на дальнейшее развитие ребенка становится все более популярной в средствах массовой информации и дискуссиях специалистов. Мария Монтессори в своей книге «Впитывающий разум ребенка» [1] писала: «Давайте на секунду задумаемся о многочисленных народах мира, чей уровень культуры отличается от нашего. В вопросе воспитания детей почти все они кажутся более просвещенными, чем мы со всеми западными ультрамодными идеями». На самом деле, больше нигде отношение к ребенку так не противоречит его естественным потребностям.

Почти во всех странах ребенок неразлучно сопровождает свою мать. Материнская жизнь проходит на глазах ребенка, он все видит и слышит. В большинстве частей света матери носят с собой детей в различных приспособлениях, а не на руках. Ребенок с матерью плачет только в случае, если он заболел или ему больно. Иногда он может спать, но не плакать. Если вы посмотрите на фотографии, которые сделаны, чтобы запечатлеть социальную жизнь страны, то там, где изображены матери с детьми, вы никогда не увидите плачущего ребенка.

На фото руководитель одной из крупнейших клиник в Милане (до 2009 г.), депутат Европарламента (с 2009 г.) Личия Ронцулли на работе со своей новорожденной дочерью в слинге.

Однако в странах Запада детский плач — это проблема. Современная психология считает: «… Причиной детского плача и беспокойства, приступов крика и ярости является ментальный голод». И это — правда. Ребенку скучно. Единственное лекарство тут – избавить его от одиночества и дать присоединится к социальной жизни. В этом помогает обычай продлевать период грудного вскармливания до 1,5 лет, иногда 2 или 3 года. Никакой необходимости в этом нет, потому что ребенок уже в течение некоторого времени может усваивать другую пищу, но продление лактации требует, чтобы мать оставалась со своим ребенком, и это отвечает ее подсознательному желанию помочь своему ребенку в его социальной жизни».

В настоящее время Япония — страна с массовой традиционной культурой ношения детей с собой, совместного сна и длительного грудного вскармливания, является передовой развитой страной, с полноценным здоровым населением – образцовым для большинства стран мира. Фундамент человечности японцев закладывается во время длительного телесного и эмоционального контакта с матерью и отцом. В Японии очень мало детских садов, в которых мамы оставляют ребенка на полный рабочий день. Такое явление как «работающая женщина с ребенком» с трудом вписывается в сознание и мировосприятие японцев. С особой остротой высокое качество воспитания человека в Японии проявились во время катастрофы 2011 года на японской АЭС «Фукусима-1», происшедшей из-за землетрясения и цунами.

Это заставило весь мир говорить о японском феномене человеческого фактора. В страшных разрушениях и массовой гибели людей японцы демонстрировали человечность, желание придти на помощь, ответственность и спокойную уверенность. Впервые в мире при подобной катастрофе не было ни одного случая мародерства, а курс японской иены в этот страшный для страны период вырос до максимальной с 1995 года отметки. Это японские инвесторы — патриоты по собственной инициативе перевели свои активы в национальную валюту в помощь стране.

Ношение ребенка на себе способствует не только его социализации. Оно оказывает выраженное лечебное воздействие. По данным современных физиотерапевтов, человеческое тело излучает особый диапазон инфракрасного излучения, способствующий созреванию нервной системы, кишечника, и многих других органов и тканей. Благодаря этому воздействию, ребенка не беспокоят колики, он более спокоен, быстрее растет и развивается. А сочетание правильной позы с теплом материнского тела способствует правильному формированию тазобедренных суставов, лечению дисплазий. Поэтому американский педиатр William Sears (Вильям Серз) считает, что ребенок для полноценного развития нуждается в вынашивании 9 месяцев до рождения и 9 месяцев после [2].

Носить на руках длительное время тяжело. И это мешает маме вести обычную взрослую жизнь. Поэтому люди тысячелетиями использовали приспособления, чтобы привязать малыша к себе и освободить руки. Сегодня любая мама может купить или сшить для этого слинг. Важно носить малыша в слинге правильно, обеспечивая правильную остеопатическую укладку его тела в соответствии с рекомендациями, разработанными директором Русской академия остеопатической медицины Ласовецкой Л.А. [3]. 30-летняя практика В. Серза в центре поддержки грудного вскармливания показывает, что длительное ношение детей сближает их с родителями и рождает ответную заботу со стороны детей (даже в подростковом возрасте они стремятся заботиться о своих родителях).

Стиль сближения крайне важен для правильного формирования уровней сознания детей. Проф. Слезин В.Б. [4] выделил 5 уровней сознания человека в связи с разными характеристиками электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Это позволяет диагностировать соответствие зрелости сознания паспортному возрасту человека и подобрать эффективные программы коррекции при задержках развития. Все уровни одновременно присутствуют у взрослого человека.

1-й уровень — невербальный уровень сознания. Он характеризуется низкой частотой колебаний биотоков мозга – 2-3 колебания в секунду (дельта-ритм). Этот тип ЭЭГ наблюдается у младенцев до 3 месяцев жизни и у взрослых во время глубокой молитвы. К этому уровню сознания относится эмпатия, способность без слов чувствовать и понимать чувства других людей. Научные исследования показали, что первичный уровень сознания формируется при тесном контакте с матерью, особенно при тактильном контакте. От этих контактов с матерью зависит созревание нервной системы, отвечающее за полноценное социальное поведение. Эти данные опровергают распространенное мнение о том, что «…приучать к рукам вредно — потом не отучишь…». Здоровый ребенок, когда насытится общением с мамой, хочет вылезти из слинга наружу. Это — правильное здоровое поведение для взрослеющего малыша. Хуже, когда одинокий, обделенный человеческим теплом ребенок, просится на ручки. Это возврат к более ранним стадиям развития.

Автор теории холодного воспитания «без рук» и ласки John В.Watson [5] в конце своей жизни публично признал свою теорию ошибочной. Но его горький опыт воспитания собственных детей (самоубийство сына) и научный отрицательный результат, не остановили его последователей. Закрепленная в менталитете поколений разрушительная холодная модель поведения европейских родителей, боящихся взять ребенка на руки, привела в настоящее время к демографическому кризису во всех развитых странах. В неврологии развития этот период до 3 месяцев называется критическим периодом развития нервной системы человека. В это время формируется пожизненная структура мозга, то есть потенциал развития его в будущем. Поэтому так важно выполнять в это время весь комплекс нейрореабилитации. То есть обеспечить максимальную позитивную стимуляцию мозга через разные каналы восприятия. Носить ребенка на себе (правильно), кормить его грудью, петь ему гармоничные песни, делать массаж и вестибулярную гимнастику, и другие элементы развивающего ухода за новорожденным. После родов невозможно быстро освоить эти навыки, у родителей просто нет столько времени. Поэтому важно освоить их во время беременности на курсах .

2-й уровень – переходный период (к вербальному уровню сознания) – до 2 лет, частота колебаний ЭЭГ- 3-6 колебаний в секунду. Телесный контакт с родителями продолжает оставаться жизненно важным. Грудное вскармливание в слинге помогает пережить в спокойной эмоциональной гамме прорезывание зубов и детские инфекции. Второй год жизни — пик посещения развивающих занятий, походов и совместных дел с мамой и папой. Крайне важно активное участие папы в тесном общении с ребенком. Шведские исследователи показали, что только этот тип семей с активным участием папы обеспечивает ребенку детство без болезней. Правильный рюкзак (с опорой на бедра ребенка) незаменимый помощник для активной спортивной семьи.

3-й уровень — семейный уровень сознания — 7 колебаний в секунду, тета-ритм. У детей-дошкольников (от 2 лет до 6-7 лет), которые в незнакомом месте нуждаются, чтобы взрослый их водил за руку. Полноценное развитие происходит только при активном участии семьи и общении с постоянной группой или группами детей. Телесный контакт родители обеспечивают по потребностям ребенка (рюкзак, на руках, ласка, «обнималки» и в специально выделенное время для телесных игр на ковре или мате). Навыки телесного взаимодействия в играх современные родители приобретают на развивающих занятиях или осваивают самостоятельно [6]. Сформированный правильно семейный уровень сознания, обеспечивает контакт с миром, выходящего из комы взрослого. При серьезных черепно-мозговых травмах — больной на первом этапе общается только с близкими людьми (с семьей) и не общается с посторонними. Во время естественных родов роженица хорошо понимает близкого ей человека, и может плохо понимать персонал. Нарушение связи ребенка с родителями, невосприятие сигналов о его потребностях приводят к серьезным нарушениям эмоционального здоровья ребенка. Научные исследования показали, что успешность человека в жизни определяется его полноценным эмоциональным развитием. Количественно это выражается коэффициентом эмоционального интеллекта(EQ) , а не как раньше считалось коэффициентом логического интеллекта (IQ)

4-й уровень старше 6 лет — переходный к взрослому уровень сознания — от 8 до 20 колебаний в секунду, начинает формироваться альфа-ритм на базе заложенных и развитых родителями уровней сознания. 8 объятий в день обеспечивает минимальный уровень телесного контакта необходимого ребенку для выживания. Ребенок периодически старается прижаться к родителям для чтения книжки, утешения, ласки.

5-й уровень — зрелый уровень сознания — у взрослых к 21 годам во время бодрствования 12 колебаний в секунду (альфа-ритм).

Ношение ребенка на себе: свобода или ограничение его выбора?

При ношении ребенка на себе у родителей развивается необыкновенное понимание потребностей своего ребенка. Они безошибочно ощущают, когда ребенок нуждается в ношении его в слинге, а когда хочет самостоятельно побегать. Они чувствуют, когда ребенок созревает к новой для себя функции (горшок, новый навык) и насколько полезно для ребенка какое либо явление окружающего мира. Ребенок от природы лучше взрослых чувствует свое несовершенство в разных навыках и стремится самосовершенствоваться. Он чувствует, когда он может что освоить и занимается этим с упорством, поражающим взрослых. Одна из первых об этом заговорила Мария Монтессори. Путем многочисленных исследований и наблюдений за детьми она выявила эту детскую особенность. Оказывается, если предоставить ребенку богатую разнообразную развивающую среду и свободу выбора занятий можно достичь потрясающих результатов. Не забывайте, что родители, братья и сестры и другие люди являются важнейшей составляющей развивающей среды!

Выбор степени удовлетворения своих естественных потребностей в безопасности, в телесном контакте и общении (совместный сон, ношении на себе), в питании и сосании (грудное вскармливание) также должен быть предоставлен ребенку. Каждый шаг к самостоятельности должен быть выбран ребенком, а родители создают для этого соответствующие условия. Это позволит ребенку полностью удовлетворить свои естественные потребности и избавит от многих проблем в будущем. Для этого так важно, чтобы родители понимали своего ребенка, его потребности, доверяли ему. А он отплатит им тем же. Свобода не означает вседозволенность. Ребенку необходимы четкие рамки допустимого поведения в данном обществе. Он их ищет, ограничения создают у него ощущение порядка и безопасности. Но запреты должны быть четкими и обоснованными. Нарушение законов общества (нравственных, юридических) и опасные для здоровья модели поведения должны пресекаться (табу) родителями и окружающими в адекватной возрасту форме.

Известный детский психоневролог Файнберг писал, что табу должно быть обязательным, но редким (принцип «табу — редки»). Ребенок рождается с преобладанием возбуждения над торможением. Собственно говоря, торможение вырабатывается вместе с системами запретов. Запреты всегда возникают при приобщении к национальной и семейной культуре. Ребенка приучают к запретам, вырабатывают у него волю к регуляции своего поведения. В три года формируются зачатки воли ребенка.

В опытах П.В.Симонова четырехлетние дети должны были не брать сласти до прихода экспериментатора. Велось наблюдение с помощью скрытой камеры. По результатам выполнения этого задания дети разделились на две группы. Одни не могли дождаться и брали со стола сладости, когда взрослый выходил из комнаты. Дети из второй группы дожидались взрослого и четко выполняли данное им задание. Далее за детьми велось наблюдение в течение нескольких лет. В ходе него были выявлены интересные особенности их дальнейшего развития. Дети, которые смогли сдержаться и выполнили в свое время задание взрослого, росли уверенными в себе и адекватно развивались. Те, кто не смог совладать со своими желаниями и не дождался прихода взрослого, имели множество психологических проблем в будущем: проблемы с концентрацией внимания, неуверенность в себе, амбивалентность (не различение позитивных и негативных эмоций) и амбитендентность (не различение направления к вредному и полезному). Таким образом, ряд разумных правил и запретов, которые должны четко соблюдаться, способствуют гармоничному развитию личности ребенка.

Слингодети тренируют терпение с самого маленького возраста. Нужно спокойно посидеть пока мама сделает покупки или папа закончит лыжный поход. С такой подготовкой и в 8 месяцев можно немного подождать игрушку или другой желаемый объект. Слингородители чувствуют границу возможного терпения своего малыша, поэтому слингодети обычно пребывают в благодушном настроении. В нашем обществе психологическое здоровье детей стремительно ухудшается. По нашим данным, в Санкт-Петербурге только 8 % детей, посещающих детский сад, показывают нормальное эмоциональное восприятие и реакции на окружающий мир (согласно исследованиям по авторской методике кандидата психологических наук Ореховой О.А)[7]. В маленьких городах процент таких детей стремится к нулю. Зато дети с инверсированным эмоциональным восприятием мира (когда доброе им не приятно, а вредное притягивает) составили 60 % (!). Единственным методом восстановления эмоционального здоровья дошкольников авторы программы «К Здоровой семье через детский сад» считают восстановление доверительных отношений родителей и детей через совместное проживание радости телесного и психологического взаимодействия в здоровом детско-родительском сообществе через традиционные народные праздники и спортивные детско-родительские занятия [8, 9,10,11]. Эти же методы применяются в психотерапии преемственности.

Взрослым людям, испытывающим страхи неуверенность в себе, предлагают призвать на помощь свою маму. Представьте себе. Маме 60 лет, ребенку 40 лет. В течение курса психотерапии преемственности мама укачивает «Ребенка» на руках. Ей прописывают воссоздать телесные способы общения со своим уже взрослым ребенком. В результате уходят страхи и неуверенность, решаются многие психологические проблемы. Конечно, лучше, чтобы они не появлялись. Поэтому, ученые рекомендуют родителям научиться чувствовать своего малыша, доверять ему и удовлетворять его детские потребности вовремя. Если потребность удовлетворена, то ребенок больше не зацикливается на ней. Не просится на ручки в 3 года, хорошо сам спит в своей кроватке, не сосет соску или палец. И это касается многих вещей.

Так давайте будем растить счастливых, здоровых и развитых деток в любви и согласии.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Монтессори М. Впитывающий разум ребенка /Пер. с англ. К.В.Алексеева, под ред. А.И.Пугачевой, О.Р.Караченцева — СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2009. — 320 с.
2. Серз У., Серз М. Ваш ребенок / Пер. с англ. М. Луппо, Д. Суворова, Е. Червиной. – М.:КРОН-ПРЕСС, 1999. -736 с.
3. www.proroditelstvo.ru
4. Слезин В.Б. Проблемы духовно-нравственной психофизиологии населения в инфор-мационный век./Межвузовский сборник научных трудов «Образование как фактор духовно-нравственного и социально-экономического развития России» СПб.: 2003.- 123-132с.
5. Самые популярные методики воспитания. Книжный Клуб «Клуб Семейного До- суга», издательство «Клуб Семейного Досуга» Харьков Белгород , 2010.- 317с.
6. www.softschool.ru
7. Орехова О.А. Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного и школьного возраста. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 2007. – 24с.
8. Руководство по подготовке к рождению и воспитанию здорового ребенка /Под науч­ной ред. к.м.н., доц. В.С.Коваленко – СПб.: ООО «Вертикаль», 2006.­440с. (Издание 2­е, дополн. и исправл.).
9. Попова М.Н. Навстречу друг другу: психолого­педагогическая технология эмоцио­нального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ. ­ СПб.: ЛОИРО, , 2004. – 164 с.
10. Якубовская Е.И., Еремина Н.В., Иванищенко Л.Н. Песенки, забавы, игровая гимна­ стика для малышей. Методическое пособие. Под общей ред. Якубовской Е.И. Ч.1. ­ СПб.: СПбАППО, 2008. – 108 с.
11. Крячко А.А Введение в традицию. М.: Изд­во «Планета – 2000», 2004. ­ 176с.

слингоконсультант Гродно
Дорогие слингопользователи, родители, слингоконсультанты и все, кому интересна тема ношения детей в слингах! Приглашаем Вас принять участие…
татуировки и беременность, татуаж и кормление грудью
Есть ряд косметических процедур, безусловно, противопоказанных будущей маме – это, например, татуаж, в частности, перманентный макияж. Связан…

Еще нет комментариев