Научиться медитировать никогда не поздно

Стоит ли учиться медитировать, если стоит – то когда, и, вообще, чем медитация полезна?
 
К слову уникальная возможность грамотно научиться медитировать представится жителям Гродно 18-19 февраля. В это время будет проходить семинар Бориса Бидичева «От пранаямы к медитации».

 
 
Слово медитация происходит от лат. meditor — размышляю, обдумываю, и, по большому счёту, её можно назвать концентрацией внимания на определённых внешних или внутренних объектах. Но это так только очень условно, т.к. есть и другие виды медитаций – такие как деконцентрация или «медитация на пустоте». Объекты могут какие угодно: от произнесения определённых звуков (мантры, например, или аффирмации), созерцания изображений или явлений природы (течение реки, голубое небо…) до наблюдения за своим собственном дыханием или концентрацией на чувствах (сострадание, любовь, открытость, уверенность в себе…).
 
Многие люди, сами того не ведая, «медитируют» на свои болезненные состояния, прислушиваясь к себе где и как кольнёт, и вообще концентрируясь на негативных событиях своей и чужой жизни, выделяя вниманием только отрицательные, негативные её явления: аварии, болезни, дрязги, скандалы… тем самым ухудшая качество своей собственной жизни.
 
Физиологи говорят, что состояние во время медитации, похоже на состояние, возникающее во время аутогенной тренировки (всем известное « Я спокоен, мои руки тёплые и т.д.»). Кстати, методы медитации давно и успешно используются в медицине. И не только в психотерапии – для лечения депрессий, психосоматических расстройств, неврозов навязчивых состояний и фобий, но и для уменьшения болевого синдрома, для снятия стресса. В. В. Налимов, 1979: вследствие растормаживания «логически структурированного состояния сознания» возникает эмоциональное равновесие, позволяющее всему организму сбалансировано работать, запускаются механизмы самовосстановления.
 
Физиология медитации, если говорить «человеческим» языком, заключается в оптимизации работы головного мозга, снятии (выравнивании) очагов застойного возбуждения, восстановлении энергетического ресурса клеток. Отдыхает мозг – отдыхает и весь организм.
Более того, ряд исследований медитативных состояний показал большой потенциал медитации для улучшения творчества. Т.к. медитация работает с вниманием, способность им управлять повышается, повышается так же и восприимчивость, а как следствие, способность продуцировать творческие идеи (S. Krippner, 1963). Электроэнцефалограмма показывает, что электрическая активность мозга во время медитации имеет такие же ритмы как мозг человека в творческом порыве.
 
Учиться медитации можно начинать лет с 5. Понятно, что это будут совсем короткие промежутки времени, но, по мере освоения ребёнком практики, длительность можно увеличивать.
Чтобы объяснить ребенку, что такое медитация, можно воспользоваться таким красноречивым и наглядным примером.

Понадобятся разноцветные блёстки (чёрные, красные, белые, синие), глицерин, жидкое мыло (4 капли), стеклянная банка (техника Mind Jar, с англ. mind — дух, душа, jar — банка, кувшин). На ¾ банку заполняете тёплой водой, 1\4 глицерином, добавляете капли мыла и блестки. Всё, пример готов. Если взболтать содержимое банки, всё взбаламутится – и черные с красными блёстки, символы агрессии и напряжения, и белые – нейтральные по эмоциональной составляющей и синие – печальные. Это состояние возбуждения. Если оставить банку в покое (медитации)- блёстки улягутся на дно – как отражение душевного состояния ребёнка, когда он спокоен.

 
В пожилом возрасте гораздо сложнее начинать осваивать медитацию – тут и приобретённые за жизнь проблемы с опорно-двигательным аппаратом не дадут долго сидеть неподвижно и возможно существующие нарушения кровоснабжения головного мозга (атеросклероз, возрастные изменения) будут влиять на успешность практики.
Поэтому в таком возрасте медитация поначалу может быть похожа на аутогенную тренировку или же быть динамической, как вариант – занятия цигун. И здоровье поправляется и работа с вниманием осуществляется.
 
Очень полезна медитация в период ожидания ребёнка. Как говорили древние китайцы, женщина во время беременности накапливает «преднебесную ци», т.е. ту жизненную энергию, которая будет обеспечивать ребёнку запас здоровья и прочности в его последующей жизни (накопление «посленебесной ци» будет уже зависеть от усилий самого человека).
 
С точки зрения физиологии и перинатальной психологии этот процесс можно описать так: во время беременности и родов формируется нейрогуморальная доминанта. Иными словами стереотип нервных и эндокринных реакций, то, что мы называем темпераментом, и что является определёнными стойкими качествами организации организма.
Т.е. то, родится ли малыш с устойчивыми нервными процессами (сангвиник, флегматик) или неустойчивыми (холерик, меланхолик) — определяется спокойствием и здоровьем будущей мамы во время вынашивания ребёнка, а так же степенью и количеством медицинских вмешательств в роды.
 
С помощью медитации можно качественно изменить свою жизнь к лучшему.
Медитируйте на Здоровье!
 

детские страхи
Например, страх темноты. Большинство детей боятся темноты, им сложно засыпать одним в детской комнате, они плачут, просятся…
бассейн и беременность в Гродно
Плавание очень полезно. Во-первых, это самый безопасный вид тренировок. Во-вторых, в воде заметно снижена нагрузка на позвоночник…

2 комментария(ев)

  • Это вы верно подметили, что не стоит слишком концентрироваться на отрицательных состояниях. Я решаю эту проблему так: стараюсь во время медитации пребывать дольше по времени в положительном настрое, чем в негативном. Но исключительно один позитив не получается - да и надо ли? Для эмоциональной сферы полезно испытывать колебания маятника во время медитации, это закаляет ее для жизненных передряг. Спасибо, что оставили ссылку на эту вашу статью. :)