лето перед школой или какая она — школьная зрелость?

Последнее «вольное» лето перед школой дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги усиливаются, делая воспитательные потуги взрослых судорожно – хаотическими.

Лето – долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу первого класса. Лучше убедитесь в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью, чтобы учиться в школе.

Что такое школьная зрелость (или психологическая готовность к школе)? Традиционно выделяют три ее аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальный

Об интеллектуальной зрелости 6 – 7 летних детей говорит умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, развитие тонких движений руки и их координации.

Эмоциональная зрелость

Эмоциональная зрелость проявляется ослаблением непосредственных реакций ребенка на события и умением длительное время выполнять не очень привлекательную (не интересную для малыша) работу.

Социальная зрелость

Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских сообществ, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.

За основу к готовности к школе принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.

Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Скорее всего, нет. Дело в том, что путь развития каждого человека индивидуален. Кто – то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто – то наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать, и вероятно, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть способность к обучению.

Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. И для того, чтобы самим оценить подготовленность своего ребенка к школе, можно воспользоваться ниже приведенным несложным тестом.

Тест:

1. Хочет ли ваш ребенок ходить в школу?

2. Привлекает ли ребенка то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?

3. Может ли ваш ребенок, заниматься самостоятельно каким — либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут? (собирать конструктор, рисовать)

4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы?

6. Может ли ваш ребенок наизусть рассказать несколько рассказов?

7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целыми словами?

9. Умеет ли он считать до 10 и обратно?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

12. Может ли он собрать разрезанную картинку за одну минуту?

13. Знает ли названия диких и домашних животных?

14. Может ли он обобщить понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидор, морковь, лук)?

15. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы текста. Если оно составляет:

12 – 15: можно считать, что ребенок готов к школе

9 – 11: вы неправильном пути, малыш многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий

Меньше 9: почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Автор: Саватеева Марина
http://predkam.ru/

Личностная готовность ребенка к школе

Не только педагогам известно, что трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению как к важной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.

Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни – разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» отметки (разумеется, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих.

Стремление ребенка к новому социальному положению – это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте. В частности, из него вырастет ответственное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу, которую он должен выполнять.

Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания (и я не советую этот авторитет подрывать в глазах ребенка: не критикуйте учителя при ребенке ни в коем случае, лучше поговорите с педагогом наедине, чтобы высказать свое недовольство).

Обучение также предполагает не только особые отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Все сложно для маленького ученика – начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и кончая оценкой результатов его действий, даже если у ребенка был большой дошкольный опыт групповых занятий.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Учебная деятельность предполагает определенный уровень самосознания (помните, раньше ребенок оценивал себя всегда «лучше всех», «самым хорошим», теперь он должен критичнее смотреть на себя, свои действия). Если ребенок все еще заявляет, что его рисунок «самый хороший» и т.п., то нельзя говорить о личностной готовности к обучению.

У ребенка также должен преобладать познавательный интерес над игровым. О преобладании познавательного интереса можно говорить, если ребенок с большей охотой слушает интересные рассказы, нежели занимается игрой.

Источник www.zayka.net/

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Родители часто путают интеллектуальное развитие и обученность.
Обученность — это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать.
Интеллектуальное развитие — это некий умственный потенциал, развитие мыслительных процессов — способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Это определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Очень важная составляющая — способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.

Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится — на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.

К моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

Во-первых, надо помнить, что готовность к школе — это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка.

В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед — это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. О навыках самообслуживания было сказано выше.

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) — читать ребенку книги.

Необходимо читать (или рассказывать) детям не менее получаса в день. Чтение нельзя подменить прослушиванием кассет или телевизором. (Телевизора вообще лучше поменьше, особенно «взрослого»). В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов, познавательные книги с поясняющими иллюстрациями.

Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.

безопасно ли УЗИ
Когда я была беременна своим первым ребенком в 1990 году, я решила не проходить никакого обследования. Это…
игры летом
Игры на замирание пользуются большой любовью у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это, конечно, и игра…

Еще нет комментариев