История украшения ёлки

Если ребенок просит Вас рассказать — почему именно ёлка- атрибут Нового года и как это было в древние времена и вообще — кто придумал украшать ёлку? У Вас будет что ответить? А самим интересно ? ;)

До того, как сформировалась современная традиция украшения елок шарами и звездами, это дерево прошло с нами, людьми, долгий, исчисляемый десятками столетий, путь. И Вы, как родитель, можете выбрать любой из исторических периодов для того, что бы рассказать Вашему ребенку, откуда же взялась традиция украшать ёлки.

Современность

Современность эта условная и обращена во времена Советского Союза, когда ёлку, сначала запрещенную как элемент буржуазного и поповского строя, запретили, а затем снова возродили, придав ей новое нестандартное украшение – звезду на макушке. Уже потом в те самые «девяностые», когда общество резко повернулось в сторону духовности – этой звезде придали статус Вифлиемской, однако возникла она в Советском Союзе как уменьшенная копия (для каждой квартиры) Кремлевской звезды.

Со временем новогодняя елка проникла и в мусульманские страны. Например, в 1960-е годы ее украшали в Тегеране и Марокко. До второй мировой войны елку наряжали и в Турции, но этот обычай был запрещен Кемалем Атарюком в 1936 г. с целью сохранения леса. Во многих странах, где нет елей, их заменяют деревьями других видов.

200-300 лет тому

В уважающих себя богатых домах накрывали не только стол, но и украшали елку, в память о традициях более древних предках. Но именно тогда на елках стала появляться специальная символика – шары, гирлянды и прочие «подношения» сделанные иногда и ювелирами, а не просто специальными «елочными» мастерами. Елочные игрушки несли ценность не только материальную, но и символическую: так, например, шары, символизировали землю и. в определенном смысле жизненный цикл. Однако уже к тому времени мало кто задумывался о символике, отдавая предпочтение красоте.
винтажная новогодняя елка

А на берегах верхнего Рейна, в Эльзасе в XVI веке «рождественское дерево» не было еще центром семейного праздника, а было городским и общественным событием. Как правило, дерево подвешивалось к потолку и иногда даже макушкой вниз, и использовали для этой цели вначале не ель, а бук. По окончании праздника детям позволялось отрясать с дерева плоды и сладости. В 1708 году в письме к дочери герцогиня Элизабет-Шарлотта Орлеанская пишет, что в Германии на Рождество кладут на столики для детей подарки и ставят деревца со свечами на ветках.

К середине XVIII века елка существовала уже в современном виде. В вышедшем в 1774 году романе «Страдания молодого Вертера» И. В. Гете пишет: «Она приводила в порядок игрушки, которые приготовила к празднику своим младшим братьям и сестрам. Он заговорил о том, как обрадуются малыши, и припомнил те времена, когда неожиданно распахнутые двери и зрелище нарядной елки с восковыми свечами, сладостями и яблоками приводило его в невыразимый восторг». Елку в Германии и в других странах первоначально ставили в городах. Центром распространения елки в Австрийской империи стала Вена. В 1820 году елка появилась в Праге; с начала XIX века елка известна и в скандинавских странах.

Обычай ставить новогоднюю елку шел от высших слоев общества. Так, в Англии впервые елку нарядила немецкая принцесса (в 1760 г.) ставшая женой Георга III, а в 1840 году елку для детей устроила королева Виктория со своим немецким супругом.

Под влиянием города новогоднюю елку стали устраивать сначала в сельских школах, а затем обычай распространился и на крестьянские дома. Немецкие иммигранты XIX века завезли обычай украшать елку и в Америку, где ее со временем стали ставить на площадях.

В России новый год начали отмечать с указа Петра I c 1700 года. В нем говорилось, что улицы городов нужно украсить еловыми или сосновыми ветками, в зажиточных домах установить елку, а в бедных — хотя бы веточку ели. Русский народ очень полюбил праздник Нового года.

С 1840-х годов новогодняя елка известна и в России. В рассказе Ф. М. Достоевского «Елка и свадьба», опубликованном в 1848 г., говорится, что пять лет назад герой был приглашен накануне нового года на детский бал с елкой. У Достоевского идет речь о Петербурге, где проживало много иностранцев, в том числе и немцев, а, как сообщает А. М. Ремизов, «ни у простого народа, ни в старинных домах старого уклада нет такого рождественского обряда, чтобы в святые вечера зажигать новогоднюю елку… И вот по себе скажу, — наставленный по московской старине нашей, я не знал в детстве никакой рождественской елки… И совсем уже взрослым я увидел в первый раз елку — ее зажгли у нас после всенощной в рождественский сочельник». Речь идет о конце XIX века.

… до двенадцатого века

Если идти еще глубже, до, примерно, двенадцатого века, то мы «упремся» в кельтскую традицию, которую в последнее время полюбили выдавать за истинную традицию украшения елей. После того, как мирные кельты, промышлявшие скотоводством и пастушеством, в результате ряда исторических событий. Стали воинами, они приобрели и соседские обычаи, несвойственные им ранее. Так, например, появился обычай приносить в жертву юных невинных девиц и развешивать затем их внутренние органы по вечнозеленым деревьям, во славу богов. Это период темной кельтской культуры, который подарил нам Самайн, переросший в Хеллоуин, но, однако, не этот период дал нам традицию украшать ель.

… и дальше-дальше…

Все сходится к кельтам и тому периоду их истории, когда они были мирным народом, почитающим своих предков. В день, который ныне мы празднуем как Хеллоуин, они праздновали окончание лета и пастушьего сезона. И в этот день, по их поверьям, следовало делать две вещи: ждать в гости предков и дарить дары (а не жертвы!) земле и растениям. Одновременно с этим почитались вечнозеленые деревья, как символ вечной жизни (древние кельты имели культ триединого Бога) и здоровья. На эти деревья вешались фонарики (ставшие прообразом головы Джека – светящейся тыквы), которые указывали предкам путь к дому своих потомков, и различные «пищевые» подарки для природы. Кстати, традиция вешать конфетки и орешки, прянички и иные «вкусняшки» сохранилась в нашей культуре до сих пор.

Кроме этого всего, существует ещё существует легенда, что однажды морозной ночью зимой Мартин Лютер — предводитель немецкой Реформации, возвращался домой через хвойный лес. Подняв голову наверх, он был изумлен открывшейся его взору красотой: он увидел мохнатые еловые ветви с серебристыми шапками снега, сквозь которые просвечивали крупные звезды. Это зрелище оставило неизгладимое впечатление. Вдохновленный удивительным зрелищем, он, придя домой, он поставил у себя в комнате елку, украшенную свечами, которые напоминали ему про зрелище, увиденное в лесу.

Согласно другой легенде, персонаж Деда Мороза пришел от гуннов. У них был бог Йерлу, который имел обыкновение в первый день года приходить на землю. Этот день считался праздником, было положено ставить елки в своих домах, они считались деревьями священными и особо почитаемыми. Эта традиция перекочевала от гуннов в Европу.

Так что Вам теперь есть, из чего выбрать интересный ответ на вопрос Вашего ребенка.
С наступающим!

Использовались материалы
Кристины Вязовской

и Душечкина Е. В. Русская ёлка: История, мифология, литература. — СПб., 2002

Если Вас больше интересует собственная красота, а не красота стоящей в доме новогодней ёлки, то можно подарить себе любимой визит в spa-салоны москвы. Тем более что повсеместно распространена система подарочных сертификатов и дед Мороз вполне мог бы принести Вам один такой сертификат в Новогоднюю ночь.

свободное время ребёнка
Для начала запомните одно, на первый взгляд, простое, но между тем важное правило: для того чтобы исследовательские…
logo_year_2008-15
Быть родителем тяжелая задача! Быть родителем нигде не учат! Психология для родителей! Начало занятий в январе -…

Еще нет комментариев