«Бордюрные пятницы» или по улицам Гродно на велосипеде

 

Акция «Бордюрная пятница» сменила в июне этого года привычную уже для гродненцев «Критическую массу», проходившую с 2006 года.

Это был вынужденный шаг, после запрета ГАИ на проведение нашего ежемесячного велопробега по проезжей части.

С мая 2006 года в Гродно проводились акции велосипедистов в поддержку всемирной инициативы Критическая масса. Однако в 2009 году по инициативе ГАИ в велопробеге стала участвовать и машина автоинспекции, что возмутило некоторых велосипедистов, но, в целом, акции продолжали проходить, пока в 2010 году не поменялся начальник Госавтоинспекции.

 

Критическая масса — встреча в одном месте значительного количества велосипедистов, с последующим организованным движением группы по городу.

Первый совместный заезд был проведён в 1992 году в Сан-Франциско. С того времени движение стало популярным в более чем 300 городах мира.

Одинокий велосипедист уязвим и беззащитен в потоке металлических коробок, движущихся на большой скорости и извергающих из себя ядовитый выхлоп. Ему сложно отстоять свои права перед натиском автомобилистов. Катаясь же в группе, велосипедист получает гораздо большее удовольствие, потому что чувствует, что он в окружении друзей и в большей безопасности.

Кроме получения удовольствия от встречи с единомышленниками и большей безопасности при групповой езде, участники «Критической массы» показывают своё желание сделать город чистым от автомобильных выхлопов, привлечь людей к использованию велосипеда как основного вида транспорта, привлечь внимание властей к проблемам передвижения на велосипеде по городу. Они пытаются сохранить экологию своего города.

«Критическая масса» — это коллективные катания по городу за равенство на дороге, за права велосипедистов, за чистый и зелёный город!
Википедия.

Новый начальник ГАИ потребовал от велосипедистов разрешения горисполкома на проведение велопробега. И если в 2010 году этот вопрос удавалось решить, то в 2011г. стало сложнее. А после трагической гибели одной велосипедистки под колёсами троллейбуса, ГАИ отказала проведению Критической массы по проезжей части.

И тогда велосипедисты решили перейти на тротуары. Т.к. этот момент противоречил самим принципам международной акции Критическая масса, то ежемесячный велопробег стал именоваться Бордюрной пятницей. Но отличительной чертой БП стало не только усложнившееся передвижение по тротуарам, но и перемены в подходе к работе с местными властями.

Сложившаяся ситуация вынудила нас перейти на путь активного способствования развитию велоинфраструктуры.


Каждый месяц мы выбираем популярный среди велосипедистов маршрут, определяем на нём опасные для передвижения на велосипеде участки (разбитый тротуар, высоченный бордюр) и направляем письмо в горисполком и ГАИ с просьбой привести этот маршрут в порядок.

С июня по сентябрь в эти инстанции нами было направлено 3 письма, и получен ответ на первое, в котором ЖКХ обещает устранить недостатки некоторых участков по указанному маршруту.

Многие велосипедисты передвигаются по тротуарам.


Но из-за проблем с состоянием тротуаров, и из-за высоких бордюров езда по городу похожа на преодоление полосы препятствий. Такая езда изматывает физически, портит настроение, и может нанести ущерб нашему транспорту – велосипеду.
С проблемами передвижения по тротуарам сталкиваются не только велосипедисты, но и мамы с колясками, пожилые люди, инвалиды-колясочники. Безбарьерная среда вовсе не прихоть гродненских велосипедистов, это норма демократично развивающегося общества, когда учитываются права и возможности не только автомобилистов. Если велосипедист способен перед высоким бордюром остановиться, слезть с велосипеда и пройти пешеходный переход пешком, то инвалид-колясочник – нет.
Бордюрная пятница с каждым разом становится всё популярнее, в августе в ней приняло участие более 60 человек.

Наравне со всеми в акции принимают участие подростки, а вот детей младше 15 лет за последние три месяца не было. Так как во время акции мы передвигаемся исключительно по тротуарам, спешиваясь на пешеходных переходах, ничего предосудительного в участии несовершеннолетних я не вижу. К тому же в колоне присутствуют волонтёры, следящие за безопасностью движения группы.

Для большинства велосипедный сезон длится до тех пор пока на велосипеде комфортно передвигаться по городу, т.е. пока тепло.

Зимой ездят только закалённые смельчаки :))) Соответственно наши мероприятия осенью сворачиваются. Мы закроем сезон в октябре либо ноябре, в зависимости от погоды, и следующий начнётся уже в марте.
Поэтому тех, кто еще не успел принять участие в городских велопробегах, приглашаем в последнюю пятницу сентября и октября принять участие в акции “Бордюрная пятница”.

Юлия Коледа — активист велодвижения Гродно.

Ездить на работу на велосипеде или на общественном транспорте- решать вам. Хотя, если это работа в Минске, то велосипед мало поможет.

Во время беременности женщине приходится отказываться от многих вещей, к которым она привыкла, а впереди ее ждут…
слинги и фотографии слингов
В преддверии Всемирной недели слингоношения, которая в этом году проходит с 10 по 16 октября, сайт "Дети…

2 комментария(ев)